Отвечу длинно, уверен, никто не прочтет, но все же:
"Что есть Родина?
Объективные условия человеческой жизни делают неизбежным разделение человечества на особые территориальные, национальные и государственные общины. Пространственная разбросанность человечества по лицу земли и хозяйственная необходимость оседлого труда и оседлой жизни являются первою основою этого разделения. Земля не только объединяет людей, но и разъединяет их; спаянные кровною и родовою связью, группы людей незаметно вовлекаются в местные, ограниченные задания и постепенно вырабатывают местный, ограниченный способ размежевания и упорядочения индивидуальных притязаний и кругов. Климат и раса естественно закрепляют эту пространственную дифференциацию и интеграцию человечества; хозяйственное разделение труда и обмен продуктами воспитывают волю к единению и устроению; сходство интересов, быта и привычек завершают эту спайку, а совместная организация обороны выковывает общую власть и дисциплину. Инстинкт самосохранения, краткосрочность личной жизни и ограниченность индивидуальной восприимчивости заставляют человека со всеми его жизненными содержаниями прилепиться всецело к одной определенной социальной группе, искать опоры и взаимопомощи именно у нее и только у нее. Итак, эмпирические связи между людьми, интеграция и дифференциация общин - есть первая неотъемлемая составляющая понятия Родина.
Но эмпирические связи вместе и ни одно из них, взятое само по себе, не составляет Родины: долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привычку к быту и природе и на устойчивое правовое общение; кровная и национальная связь не выясняет вопроса о Родине для людей смешанного происхождения; принадлежность к государству может быть недобровольной и создавать в душе устойчивое антипатриотическое напряжение. Вторая составляющая понятия Родина - это единство себя и своего народа в духе, это духовное МЫ: Мой путь к духу - есть путь моей Родины; ее восхождение к Богу - есть мое восхождение. Ибо я тождественен с нею и неотрывен от нее в обращении к Божеству. Родина есть предмет, объединяющий собою всех своих сынов, так что каждая душа соединена с нею нитью живой связи, и эта связь сохраняется даже и тогда, когда душа почему-нибудь не культивирует ее, пренебрегает ею или извращает ее. Не во власти человека перестать быть силою, способною и призванною к духовной жизни; не во власти человека оторваться от той духовной среды, которая его взрастила, погасить свой национально-духовный облик и сделать себя объективно лишенным духа и Родины.
И, наконец, Родина в сознании людей - это их общая история: победы и поражения их предков, взлеты и падения могущества государства, веками вырабатываемые сокровища культуры, родные могилы, в конце концов. Не принадлежит Родине человек, не ощущающий своей причастности к ее великой истории, не знающий ее истории, не переживающий ее историю как свою собственную.
Итак, теперь нам становится ясно, что этапы духовного роста, помогают человеку более полно понять и ощутить смысл Родины. Только развивая и культивируя дух в себе, человек сможет понять, что есть Родина для него и его народа. Живущий только плотскими или житейскими расчетами, будет неполноценно воспринимать ее главную сущность, а именно духовное содержание, сконцентрированное в предмете. Родина для такого человека, будет являться лишь местом проживания, временным прибежищем, зависящим от благоприятных внешних условий его существования. Но, однажды подняв глаза к небу, он прибавит к чувству инстинкта что-то большее, а именно взращенный путем долгого исторического промежутка - дух Родины, это неосознанная пока еще, иногда даже отрицаемая, главная часть Родины, теперь будет жить, и цвести в человеке. Но до тех пор пока она неосознанная, ее будет легко поколебать, пошатнуть, потому что человек не знает, что он именно подразумевает под Родиной, что он вкладывает в это понятие, и почему именно эта территориальная, государственная и национальная община является его Родиной.
Родина есть предмет, обеспечивающей единство меня и моего народа в духе, выраженный духовным "МЫ", соединенный эмпирическими связями и опирающийся на глубокие исторические корни.
II. Что есть любовь к Родине?
Родина есть объединяющий множество людей предмет с определенным содержанием. Содержание должно быть объективно ценным, так как только тогда оно сможет воспламенить в людях любовь к Родине и обеспечить единение духа в ней. Однако не стоит думать, что оно есть нечто, существующее отдельно от людей. Напротив, это синтез духовных путей, личных представлений и исканий. Воплощение в жизнь этого видения осуществляется через духовную жизнь, ее устроение и расцвет. Расцвет духовной жизни есть заслуга всех живущих на родной земле, но в наибольшей степени его обеспечивают гении, люди, более других продвинувшиеся на пути духовного роста. Они являются главными носителями духа Родины, культивируют ее, продвигают, способствуют ее расцвету и росту.
Любить родину значит любить нечто такое, что на самом деле объективно заслуживает любви, так что любящий ее прав в своем чувстве и служащий ей прав в своем служении. Мало того, предмет, именуемый Родиной, настолько сам по себе, объективно и безусловно прекрасен, что душа, нашедшая его, обретшая свою Родину, - не может ее не любить. То, на что направлена моя любовь к отечеству, есть общая духовная жизнь моего народа и ее необходимые условия (культурные, материальные, политические). Именно в общей духовной жизни состоит сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше чем себя, которою стоит жить именно потому, что за нее стоит и умереть. С ней действительно стоит слить и свою жизнь, и свою судьбу. Ее не покинешь, не отдашь и не придашь.
Но для того чтобы любить свое отечество, его необходимо найти, то есть познать и реально испытать, что есть такое "мое отечество". По-видимому, это познание дается большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим их условиям жизни. Как душа дана каждому человеку от рождения, так и любовь к Родине неосознанно живет в сердце каждого. Но без духовного развития любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу при отсутствии "надлежащего раздражения", то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, непомнящею духовного родства, блуждающею в темноте. Этот слепой аффект разделяет участь всех аффектов, над уяснением и очищением которых человек не работает: он незаметно вырождается и унижает человека, превращаясь в форму воинственного шовинизма и тупого национального самомнения. Человек может прожить всю жизнь в пределах в пределах своего государства и не обрести по настоящему своей Родины, ибо истинное обретение Родины возможно лишь как результат сознательного поиска, свойственного человеку духовному. Для того чтобы найти свою Родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью - необходимо, прежде всего, жить духом и культивировать его в себе.
Любовь к Родине, это любовь к предмету объективно прекрасному, созданному в процессе исторической преемственности поколений в духе."